Комментарий. Кацнельсон: хлеб должен быть свежим, душистым и вкусным.

24 мая в офисе мультимедийного холдинга РБК прошла пресс-конференция на тему «Хлеб: цена и качество».

Модератор – дотошная и обаятельная телеведущая РБК Юлия Прохорова умело вела брифинг и завалила президента РОСПиК Юрия Кацнельсона вопросами. Но он ответил цифрами:

– Рынок хлеба и хлебобулочных изделий в РФ характеризуется следующими цифрами. В 2016 году произведено 11476 тыс.т (-1,3% к 2015 г.). Индустриальный сектор – 6489 тыс. т (-2%), в том числе х/булочные изделия из пшеничной муки 3245 тыс. (-2%). Россияне стали больше есть хлеба из ржаной муки на 12% – 371 тыс. тонн!

Наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли микро-, малых и средних производств как в стоимостном, так и в натуральном выражении. Доля индустриального хлебопечения неуклонно сокращается (в среднем на 1-2%). Произошло сокращение рентабельности индустриального хлебопечения: в 2000-м было 8,54, 2010-м – 4,81, в 2015-м – 2,91%.

В РФ – около 13 тыс. субъектов хлебопечения (из них 94% микро-, малый и средний бизнес), на которых занято до 300 тыс. человек. На 10 тыс. жителей приходится менее одного хлебопекарного предприятия, что говорит о недостаточном уровне конкуренции и доступности, в Европе данный показатель равен 3-4. Количество субъектов индустриального хлебопечения снижается, а микро и малых растет (см. таб).

Развитие нестационарной торговли, в том числе мобильной, позволит существенно расширить объем производства и ассортимент продукции, а также обеспечить свежим хлебом населенные пункты, не имеющие собственные пекарни.

Юрий Кацнельсон был в превосходном настроении. Еще не так давно много споров было о возврате нереализованного хлеба. Президент РОСПиК аки лев бился с представителями торговых сетей, договаривался, проводил совещания, конференции. И свершилось: настоящий подарок перед Новым годом преподнесли РОСПиК и Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), подписав Меморандум по оптимизации заказов и поставок хлебобулочной и мучнисто-кондитерской продукции. 9 декабря прошлого года вступил в силу документ, призванный изменить уже закостеневшую от времени ситуацию с возвратом нереализованной продукции.

В 2015 году пекари выпустили продукции на 648,8 млрд рублей, в 2016-м – на 685,4  млрд (рост 5,6%). При этом обратно им приходилось выкупать 8-10% хлебобулочных изделий (процент возврата колеблется в зависимости от региона). Проблема возврата остро стояла перед специалистами отрасли много лет. Поэтому Меморандум – начальная точка для образования нового витка развития хлебопечения в России, подчеркнул на пресс-конференции Ю. Кацнельсон. Его поддержал председатель президиума АКОРТ Илья Ломакин-Румянцев.

Важно, чтобы Меморандум стал чем-то вроде поэтапного плана, руководства к действиям по минимизации объема продукции, нереализуемой в пределах допустимого срока продажи (в течение 72 часов с момента выпечки). Для реализации положений этого документа недостаточно просто отразить в договорах поставки норму об отказе от возврата нереализованной хлебобулочной продукции. Процесс адаптации к новой системе необходимо контролировать. 

Поэтому РОСПиК совместно с АКОРТ проводят мониторинг ситуации по внедрению оптимизации заказов и поставок хлебобулочной и мучнисто-кондитерской продукции в регионах России. В 2017 году будет организована серия обучающих семинаров по вопросу рационализации закупок. Все это позволит постепенно прийти к полному отказу от возврата нереализованной торговыми сетями хлебобулочной продукции.

Надо осознать, что подписание Меморандума не означает единовременный отказ всех торговых сетей от возврата продукции. Это длительный переговорный процесс, результатом которого должны стать новые договорные отношения между поставщиками и ритейлерами, предусматривающие отказ об обратном выкупе нереализованной хлебобулочной продукции производителем. 

Данный факт никак не должен отразиться на конечной цене товаров, отметил Кацнельсон. Рост цен из-за компенсации продавцами собственных рисков предотвратят знания по оптимизации заказов. Для этого в договоре о поставках необходимо грамотно сформировать квант заказа – минимальное количество поставляемой единицы продукции. 

Стоит отметить, что от оптимизации выиграют не только производители. В современных непростых экономических условиях это позволит сэкономить, отрегулировав правильное расходование сырья и ресурсов. И хотя хлебопечение – это лишь часть экономики, – всем известно, что порядок начинается с малого. 

А зависит этот порядок только от участников экономических отношений. Поэтому Российская гильдия пекарей и кондитеров призывает всех руководителей магазинов, хлебозаводов, кондитерских и пекарен присоединиться к Меморандуму по оптимизации заказов и поставок хлебобулочной и мучнисто-кондитерской продукции. 

К Меморандуму уже присоединились такие крупные торговые сети, как Магнит, Х5 Retail Group, Лента, Дикси и Метро АГ… Ранее эта проблема была решена в АШАН Ритейл Россия. Доля рынка вышеуказанных розничных торговых сетей составляет 19,5%.

На брифинге была широко освещена тема качества ХБИ. И.о. начальника управления технического регулирования и стандартизации Росстандарта Оксана Мезенцева подчеркнула: «Качество хлеба должно быть обеспечено качеством испытаний. Росстандарт утвердил национальную систему сертификации хлебобулочных изделий, что, несомненно, повысит их качество».

Журналистам было представлено Заявление РОСПиК от 23 мая относительно деятельности «Роскачества»: «Хватит бить пекарей по рукам». В нем и.о. директора Михаил Крихели выразил несогласие с результатами испытаний по товарной группе «Батоны». 

Отмечается: «Благодаря системной работе РОСПиК и активному взаимодействию с Роспотребнадзором, показатели безопасности хлеба и хлебобулочных изделий в России улучшились в 3,5 раза. И если в 2004 году удельный вес не соответствующих по микробиологическим показателям проб хлеба составлял 5,7%, то на сегодняшний день этот показатель не превышает 1,6%, что значительно ниже, чем по всем пищевым продуктам. К примеру, за период 2016 года и I квартал 2017 сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Москве было забраковано всего 68 партий хлебобулочных изделий общим весом — 306,23 кг и это в то время, когда в Москве за этот же период времени было реализовано около 700 тысяч тонн хлеба и хлебобулочных изделий». 

Эти факты свидетельствуют лишь о постоянном улучшении безопасности хлеба и хлебобулочных изделий, подчеркнул Ю. Кацнельсон! 

Спецкор «Крестьянских ведомостей» попросил президента РОСПиК раскрыть структуру цены на хлеб. Юрий Кацнельсон терпеливо разъяснил:

– Цена пекаря (рознично-оптовая): сырье и материалы – 41,3%, зарплата – 16,1, ЖКХ – 12,21, налоги – 9,48, аренда – 5,66, возврат продукции – 2,37, выплаты по кредиту – 2,31, транспортные расходы – 2,24, амортизационные отчисления – 1,98, административная рента (справки) – 1,65, дебиторская задолженность – 1,41, реклама – 0,93, валовая прибыль – 3%.

Цена в торговле (розничная): затраты на производителя – 62%, валовая прибыль пекаря – 3, торговая наценка – 35%.

– Каков прогноз цены на хлеб в магазинах к концу 2017 года?

– Цена хлебобулочных изделий не превысит уровень инфляции.

А какова будет инфляция? – это вопрос другим инстанциям.

P.S. В Москве 8 — 9 июня 2017 года состоится Второй Всемирный Форум по хлебопечению «Хлеб – это мир». Мероприятие проводится по инициативе РОСПиК при поддержке Международного Союза пекарей и кондитеров (UIBC). В программе: семинары, конференции, круглые столы, бизнес-встречи, мастер-классы, соревнования пекарей, выставка хлебобулочных изделий, сырья, оборудования для хлебопечения.

 

На снимках: во время пресс-конференции: графики

Фото автора

Автор: Александр РЫБАКОВ, «Крестьянские ведомости»

Источник: газета «Крестьянские ведомости»

 

  

30.05.2017

Похожие темы

Комментарии (0)